После вторжения России в Украину многие международные корпорации свернули свой бизнес на территории страны-агрессора. С российского рынка ушли мировые бренды из разных сфер – от одежды и ритейла до производителей промышленного оборудования. Но теперь выясняется, что некоторые мировые корпорации попросту схитрили и сдали назад. Самый яркий пример – это компания Coca-Cola.
Краткая предыстория
Еще 8 марта Coca-Cola официально заявила о том, что приостанавливает всю деятельность в России. Пиарщики написали пафосный пресс-релиз, в котором заявили: «Наши сердца – с людьми, которые испытывают на себе последствия этих трагических событий в Украине». Правда, тут же и оговорились: «Мы будем продолжать отслеживать и оценивать ситуацию по мере развития обстоятельств».
Сейчас выясняется простая истина: сердца у них, может быть, и с людьми Украины, а вот кошельки – точно отдельно от Украины и украинцев.
Не прошло и полгода, как выяснилось: Coca-Cola остается работать в РФ и финансировать путинский режим – корпорация просто провела ребрендинг в России. Теперь как ни в чем ни бывало корпорация продолжит работу на российском рынке, просто переименовав свою продукцию. Coca-Cola сменила название на «Добрый Cola». Всем известная Fanta теперь в рознице известна как «Добрый Orange», Schweppes превратился в «Rich тоник», а бывший Sprite фигурирует как «Добрый Лимон-лайм».
Тут, конечно, поражает цинизм маркетологов. Доброта так и прет всеми газированными пузырьками. А все отчего? А есть что терять! – так бы могли ответить боссы транснациональной корпорации. Чтобы замести следы, еще 29 июля 2022 года наименование российской организации ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» было изменено на незаметное ООО «Мултон Партнерс». Генеральным директором «Мултон Партнерс», естественно, стал тот же человек, что возглавлял Coca-Cola HBC Россия с 2018 года – сербский бизнесмен Александар Ружевич.
Цена вопроса – миллиарды
Итак, Coca-Cola подобно хамелеону просто сменила окрас. Несмотря на все репутационные риски, связанные с работой в стране-агрессоре. Что заставило их пойти на такой риск?
Ответ простой: деньги, и причем немалые.
За годы работы в России Coca-Cola HBC создала могучий производственный комплекс из 10 заводов по производству безалкогольных напитков и соков – по всей стране, от Санкт-Петербурга до Владивостока. Как свидетельствует статистика, по итогам 2021 года Coca-Cola HBC увеличила продажи в России на 18,3%, примерно до 2,1 млрд литров напитков разных брендов. Аппетиты росли: производство напитков Coca-Cola в России за 2021 год выросло еще больше – на 24%. Кстати, о результатах 2021 года компания сообщила 22 февраля – буквально за два дня до того, как Россия начала бомбить нашу страну. Символичное совпадение!
Именно Россия для Coca-Cola является важнейшим рынком сбыта. Благодаря продажам в этой стране чистая прибыль Coca-Cola HBC в 2021 году выросла на 31,9%, до 547,2 млн евро.
Что-то пошло не так
В марте нынешнего года Coca-Cola, может быть, и думала про проблемы Украины, и сердце свое предлагало нам бонусом в подарок. Но к августу их менеджеры взяли в руки калькулятор. И выяснили неприятную вещь: только за первое полугодие 2022 года Coca-Cola потеряла около 190 млн евро из-за прекращения продаж в России.
В финансовой отчетности компании был еще и мрачный прогноз на будущее: согласно расчетам, Coca-Cola может потерять еще как минимум 82 млн евро, так как оставшиеся в России запасы товаров «почти исчерпаны», а производство и продажа напитков Coca-Cola в стране не планируется.
Именно после этих выводов корпорация решила «перекраситься»: действительно, «война войной, а обед – по расписанию».
Что это означает на практике? Ребрендинг компании и смена торговых марок позволит Coca-Cola остаться на рынке РФ, невзирая на все показные моральные терзания. И с каждого рубля, потраченного покупателями на «бывшие» «Кока-колу», «Фанту» или «Спрайт», Coca-Cola будет исправно отстегивать налоги в бюджет России. Из которого и дальше Путин будет финансировать производство ракет, самолетов, танков и патронов для завоевания Украины, для убийства наших граждан.
Такая вот у Coca-Cola своя «специальная военная операция»: накинул камуфляж – и слился с местностью. Но не прокатит этот номер. Рано или поздно пузырьки сольются в один большой и громкий пузырь. И боссам из главной штаб-квартиры корпорации надо бы уже сейчас задуматься над тем, как громко может лопнуть репутация компании с многолетней историей.
А потребителям этих пузырей на будущее хочется напомнить народную мудрость: «Бачили очі, що купували».
Ирина Тиран, журналист, Блоги Корреспондент.нет